Вечерняя (сменная) общеобразовательная

школа 

г.Кизела, Пермского края

Медиатека

 

 

Все футуристы XX века пророчили приход в нашу жизнь с наступлением века XXI различных чудес. Одним из часто описываемых чудес были различные информатории, позволяющие пользователю в считанные секунды получать разнообразную и всеобъемлющую информацию об интересующем его предмете без утомительного копания в старых и солидных фолиантах. Более того, по замыслу фантазеров века прошлого, информацию можно получать из любой точки земного шара и его освоенных человечеством окрестностей. Каждый уважающий себя ученик школы описанного будущего мог подключиться к такому информаторию со своего терминала, получить интересующую его информацию и спокойно себе с ней работать.

И вот век XXI уже наступил. Конечно, еще не каждый ученик российской школы имеет личный компьютерный терминал, но практически в каждой кизеловской школе есть сегодня доступ к компьютерам и компьютерной сети. Но компьютер и компьютерные сети лишь инструмент, предназначенный для модернизации и повышения эффективности реализации педагогического процесса. Перед педагогическими коллективами школ стоит сегодня трудная задача по формированию содержания электронных ресурсов, доставляемых и обрабатываемых с помощью вычислительной техники. В ситуации, когда не существует отработанной методики, когда каждая школа вынуждена заново решать одну и ту же задачу, любой опыт работы в данном направлении оказывается ценным.

Одной из самых популярных новаций школьного мира в последнее время являются медиатеки. Место, где формируется взгляд того или иного педагогического коллектива на современный мир электронных образовательных ресурсов. За одной и той же вывеской чаще всего скрываются совершенно различные, по организации и содержанию, заведения. В одной школе это просто библиотека, оснащенная компьютерами, где детям позволяют создавать свои рефераты. В другой – класс с проектором, где отдельные энтузиасты проводят отдельные уроки. В третьей – хранилище компакт-дисков образовательного назначения. И так можно продолжать довольно долго.

Серия наших публикаций предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже ступает по этому тернистому пути. Авторы попытались ответить на самые распространенные вопросы, возникающие в ходе создания и эксплуатации медиатеки, рассказать об исторически сложившихся методах и способах работы.

Технические требования к оснащению медиатек

Наш первый разговор мы решили посвятить проблемам технического оснащения. Когда директор призывает пред очи свои учителя информатики и требует "к завтрашнему утру немедленно создать медиатеку", тот, в первую очередь, задумывается о том, из чего же создать её. Планирование материально-технической базы медиатеки необходимо осуществлять, учитывая совокупность следующих факторов:

  • номенклатура помещений, включаемых в состав медиатеки;
  • санитарно-гигиенические нормы и правила, устанавливаемые государством для помещений, оборудованных компьютерной, проекционной и видеотехникой;
  • соответствие технических характеристик приобретаемого оборудования, современному уровню развития технических средств данного класса.

Номенклатура помещений, включаемых в состав медиатеки

Мы рассмотрим идеальный вариант медиатеки. Такой, какой она должна быть, по нашему мнению, в каждом образовательном учреждении. Идеальная медиатека должна включать в себя следующие помещения:

Хранилище. Помещение, предназначенное для централизованного хранения медиаресурсов. Хранилище реализует следующие функции медиатеки: систематизацию, каталогизацию, хранение, учет движения ресурсов, поиск ресурсов пользователями . Перечень оборудования, необходимого для функционирования хранилища приведен в таблице 1.

Наименование

Описание

1.

Сервер данных

Специализированный компьютер, позволяющий обеспечивать доступ множества пользователей к централизованным базам медиаресурсов. Такой сервер должен обеспечивать надежное хранение данных и достаточное быстродействие. С технической точки зрения, желательно наличие у такого сервера raid -системы и системы резервного копирования данных на внешние носители.

2.

Рабочее место медиатекаря

Автоматизированное рабочее место должно включать в себя следующий набор:

  • аппаратных:
    компьютер (с возможностью чтения и записи CD ), принтер, сканер, оборудование для нанесения и считывания штрих-кодов;
  • и программных средств:
    система учета хранения и движения медиаресурсов, система учета пользователей медиатеки, справочно-информационная система медиатеки.

3.

Терминал

Автоматизированное рабочее место, позволяющее пользователю осуществлять поиск ресурса и его заказ. Технически может быть реализовано в виде удаленных терминалов, обслуживаемых сервером данных.

Пользовательский зал. Помещение на 6-8 рабочих мест, предназначенное для самостоятельной работы пользователей с медиаресурсами. Рабочие места в пользовательском зале должны быть двух типов: компьютерные и для видеопросмотра. Компьютеризированное рабочее место должно обеспечивать пользователю возможность автономной работы с медиаресурсами, доступ к серверу данных в хранилище, синтеза собственных документов. Рабочее место, предназначенное для работы с видеоматериалами, должно обеспечивать пользователю возможность просмотра материалов, записи фрагментов, захвата видеоматериала для последующей обработки на компьютере. Дополнительно к перечисленным рабочим местам необходимо наличие в пользовательском зале сканера, оборудования для записи звука. Желательно также наличие комплекта оборудования для видеомонтажа.

Конференц-зал. Помещение, предназначенное для коллективных просмотров и проведения публичных лекций. В конференц-зале должны быть установлены:

  • один мультимедиа-проектор (желательно два);
  • стационарный проекционный экран (плюс один переносной);
  • компьютер (или оборудованная площадка для подключения ноутбука);
  • комплект видео оборудования;
  • система конференц-связи.

Всё перечисленное оборудование должно легко коммутироваться между собой. Компьютер должен иметь возможность доступа в локальную сеть учреждения.

Санитарно-гигиенические нормы и правила

Учитывая, что практически все рабочие места в современной медиатеке оснащены компьютерами и сопутствующими им устройствами, разумно руководствоваться при оснащении медиатек санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.

Соответствие технических характеристик приобретаемого оборудования современному уровню развития технических средств данного класса.

Компьютеры. Учитывая специфику образовательных учреждений и уровень развития аппаратных средств на настоящий момент, можно рекомендовать приобретение компьютеров в следующей конфигурации:

  • рабочее место медиатекаря - процессор - Intel P4 2000, оперативная память - 256 Mb, жесткий диск - 80Gb, видеокарта - 64 Mb, устройства для записи и чтения информации - combo drive CD - RW / DVD - rom / FDD, монитор – TFT 15”;
  • рабочее место в пользовательском зале - процессор - Intel P4 2000, оперативная память - 256 Mb, жесткий диск – 20 Gb, видеокарта - 64 Mb, устройства для чтения информации - combo drive CD / DVD - rom / FDD, монитор – ЭЛТ 17”;
  • терминал – в качестве терминала может быть использован компьютер любой конфигурации, позволяющей осуществить его подключение к серверу данных, критическим является лишь соответствие монитора правилам и нормативам СанПиН.

Оборудование для работы с видео. Устанавливаемое оборудование должно обеспечивать просмотр видеоматериалов, записанных в различных системах (PAL, SECAM и т. д.) и на различных носителях (видеокассета, CD, DVD). Также на рабочем месте должна иметься возможность записи телевизионных программ.

Проекционное оборудование. Основные требования, предъявляемые к мультимедийным проекторам, поставляемым в образовательные учреждения:

  1. Компактность. Проектор должен иметь габариты и вес, не препятствующие его транспортировке одним человеком без видимых усилий.

  2. Мобильность. Подготовка проектора непосредственно к работе не должна сопровождаться специальной настройкой и требовать от пользователя специальных технических знаний.

  3. Среда эксплуатации. Проектор предназначен для работы в классных помещениях без специального затемнения с естественным уровнем освещенности. Проектор должен обеспечивать создание на экране изображения, хорошо видимого с любой точки классного помещения, с расстояния от 1 до 2,5 метров.

  4. Безопасность. Технические решения, применяемые в проекторе, должны обеспечивать безопасность пользователя при эксплуатации проектора, а также целостность и сохранность проектора в ходе его транспортировки, подготовки к работе и эксплуатации.

  5. Многофункциональность. Проектор должен обеспечивать возможность трансляции изображения как для цифрового (компьютер), так и для аналогового (видеомагнитофон) сигнала. Проектор должен обеспечивать возможность одновременного подключения всех предусмотренных устройств и оперативного переключения между источниками сигнала без дополнительной коммутации кабелей. При подключении к компьютеру проектор должен обеспечивать параллельную передачу сигнала на проектор и монитор компьютера.

  6. Долговечность. Проектор должен иметь минимум изнашиваемых частей. Изнашиваемые части должны иметь длительный срок службы, быть легко заменяемыми и иметь относительно невысокую (для данного класса вещей) стоимость.

  7. Управление. Управление проектором должно быть простым. Команды меню интуитивно понятны пользователю, не имеющему специальных навыков. Настройка проектора не должна требовать от пользователя специальных знаний и умений. Обязательно наличие возможности дистанционного управления коррекцией изображения и переключением источника сигнала.

При выборе мультимедийного проектора основными характеристиками, влияющими на качество передачи изображения и длительность эксплуатации проектора, являются следующие:

  1. Яркость. Характеризует уровень освещенности поверхности экрана.
  2. Разрешение. Характеризует степень растеризации изображения (количество точек, из которых строится изображение).
  3. Контрастность. Характеризует соотношение между самой светлой и самой темной точками изображения.
  4. Технология. Существуют две основных технологии построения изображения LCD и DLP. Для образовательных учреждений существенным отличием технологии DLP можно считать то, что при равных размерах изображения удается добиться существенного снижения зернистости изображения.
  5. Срок службы проекционной лампы. Основным компонентом проектора является лампа. Срок её службы измеряется в часах. Фактически количество часов наработки лампы определяет срок работы проектора без замены частей и ремонта.

Рекомендуемые технические характеристики проекционного оборудования:

  1. Яркость – в диапазоне 1100 - 2000 люменов ANSI. Такой уровень яркости позволит создать на поверхности экрана изображение, отчетливо видимое со всех точек помещения, габариты которого не превышают размеров 6х9 метров, даже при условии отсутствия жалюзи или штор.
  2. Разрешение - 1024х768. Такое разрешение позволит адекватно отображать на экране не только изображения, транслируемые с видеомагнитофона, рисунки и тексты, транслируемые с компьютера, но также и графики, имеющие мелкую прорисовку.
  3. Контрастность. Чем выше коэффициент контрастности, тем четче изображение, поэтому определить рекомендуемую величину коэффициента весьма затруднительно. Все значения данного показателя, начиная с 400:1, являются приемлемыми.
  4. Срок службы проекционной лампы. Рекомендованное количество часов работы лампы составляет 3000. Если предположить, что проектор будет эксплуатироваться в среднем по 3 часа в день, то нетрудно посчитать, что при указанном сроке службы лампа до своей замены проработает почти 4 учебных года.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz