| ||||||||||||
|
| |||||||||||
Медиатека
Все футуристы XX века пророчили приход в нашу жизнь с наступлением века XXI различных чудес. Одним из часто описываемых чудес были различные информатории, позволяющие пользователю в считанные секунды получать разнообразную и всеобъемлющую информацию об интересующем его предмете без утомительного копания в старых и солидных фолиантах. Более того, по замыслу фантазеров века прошлого, информацию можно получать из любой точки земного шара и его освоенных человечеством окрестностей. Каждый уважающий себя ученик школы описанного будущего мог подключиться к такому информаторию со своего терминала, получить интересующую его информацию и спокойно себе с ней работать. И вот век XXI уже наступил. Конечно, еще не каждый ученик российской школы имеет личный компьютерный терминал, но практически в каждой кизеловской школе есть сегодня доступ к компьютерам и компьютерной сети. Но компьютер и компьютерные сети лишь инструмент, предназначенный для модернизации и повышения эффективности реализации педагогического процесса. Перед педагогическими коллективами школ стоит сегодня трудная задача по формированию содержания электронных ресурсов, доставляемых и обрабатываемых с помощью вычислительной техники. В ситуации, когда не существует отработанной методики, когда каждая школа вынуждена заново решать одну и ту же задачу, любой опыт работы в данном направлении оказывается ценным. Одной из самых популярных новаций школьного мира в последнее время являются медиатеки. Место, где формируется взгляд того или иного педагогического коллектива на современный мир электронных образовательных ресурсов. За одной и той же вывеской чаще всего скрываются совершенно различные, по организации и содержанию, заведения. В одной школе это просто библиотека, оснащенная компьютерами, где детям позволяют создавать свои рефераты. В другой – класс с проектором, где отдельные энтузиасты проводят отдельные уроки. В третьей – хранилище компакт-дисков образовательного назначения. И так можно продолжать довольно долго. Серия наших публикаций предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже ступает по этому тернистому пути. Авторы попытались ответить на самые распространенные вопросы, возникающие в ходе создания и эксплуатации медиатеки, рассказать об исторически сложившихся методах и способах работы. Технические требования к оснащению медиатек Наш первый разговор мы решили посвятить проблемам технического оснащения. Когда директор призывает пред очи свои учителя информатики и требует "к завтрашнему утру немедленно создать медиатеку", тот, в первую очередь, задумывается о том, из чего же создать её. Планирование материально-технической базы медиатеки необходимо осуществлять, учитывая совокупность следующих факторов:
Номенклатура помещений, включаемых в состав медиатеки Мы рассмотрим идеальный вариант медиатеки. Такой, какой она должна быть, по нашему мнению, в каждом образовательном учреждении. Идеальная медиатека должна включать в себя следующие помещения: Хранилище. Помещение, предназначенное для централизованного хранения медиаресурсов. Хранилище реализует следующие функции медиатеки: систематизацию, каталогизацию, хранение, учет движения ресурсов, поиск ресурсов пользователями . Перечень оборудования, необходимого для функционирования хранилища приведен в таблице 1.
Пользовательский зал. Помещение на 6-8 рабочих мест, предназначенное для самостоятельной работы пользователей с медиаресурсами. Рабочие места в пользовательском зале должны быть двух типов: компьютерные и для видеопросмотра. Компьютеризированное рабочее место должно обеспечивать пользователю возможность автономной работы с медиаресурсами, доступ к серверу данных в хранилище, синтеза собственных документов. Рабочее место, предназначенное для работы с видеоматериалами, должно обеспечивать пользователю возможность просмотра материалов, записи фрагментов, захвата видеоматериала для последующей обработки на компьютере. Дополнительно к перечисленным рабочим местам необходимо наличие в пользовательском зале сканера, оборудования для записи звука. Желательно также наличие комплекта оборудования для видеомонтажа. Конференц-зал. Помещение, предназначенное для коллективных просмотров и проведения публичных лекций. В конференц-зале должны быть установлены:
Всё перечисленное оборудование должно легко коммутироваться между собой. Компьютер должен иметь возможность доступа в локальную сеть учреждения. Санитарно-гигиенические нормы и правила Учитывая, что практически все рабочие места в современной медиатеке оснащены компьютерами и сопутствующими им устройствами, разумно руководствоваться при оснащении медиатек санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. Соответствие технических характеристик приобретаемого оборудования современному уровню развития технических средств данного класса. Компьютеры. Учитывая специфику образовательных учреждений и уровень развития аппаратных средств на настоящий момент, можно рекомендовать приобретение компьютеров в следующей конфигурации:
Оборудование для работы с видео. Устанавливаемое оборудование должно обеспечивать просмотр видеоматериалов, записанных в различных системах (PAL, SECAM и т. д.) и на различных носителях (видеокассета, CD, DVD). Также на рабочем месте должна иметься возможность записи телевизионных программ. Проекционное оборудование. Основные требования, предъявляемые к мультимедийным проекторам, поставляемым в образовательные учреждения:
При выборе мультимедийного проектора основными характеристиками, влияющими на качество передачи изображения и длительность эксплуатации проектора, являются следующие:
Рекомендуемые технические характеристики проекционного оборудования:
| ||||||||||||
| ||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |